Пятница, 17.05.2024, 11:08
Сайт - портфолио учителя - дефектолога
Махмадиевой Юлии Гарольдовны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [9]
Наш опрос
Оказался ли полезен для Вас сайт?
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Семинар-практикум "Значение пальчиковых игр для развития речи"
18.10.2015, 04:11

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

 

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из важных компонентов готовности ребенка к обучению в школе; о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.

Вопросы к родителям:
• Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?  Как?
• Как вы играете с пальчиками ваших детей?
• Для чего вы это делаете?

 

«Истоки способностей и дарований детей нахо­дятся на кончиках их пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок уме­ет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - не­иссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. 

 

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Согласно  «тайным» учениями востока, если замкнуть средний и большой палец на обеих руках, то выравнивается энергетический потенциал человека, т.к. наступает равновесие между входящим и исходящим потоком энергии, т.к. согласно классической китайской медицине через большой палец руки проходит канал отвечающий за работу легких – т.е сила входит в человека, а через средний палец руки проходит канал толстого кишечника- т.е. сила выходит из человека. При их соединении и происходит гармонизация работы организма.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры.     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения (проба Хеда) «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях.  В этом случае ребенку необходима наша и ваша помощь.      Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать с помощью  пальчиковой гимнастики, игр  и упражнений. Ее нужно проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу.

 

     Что дает пальчиковая гимнастика детям?

·        Способствует овладению навыками мелкой моторики.

·        Помогает развивать речь.

·        Повышает работоспособность коры головного мозга.

·        Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

·        Снимает тревожность.

      

     Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

·    Мозаикасемена, орешки, косточкикрупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

·      Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

·     Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

·     Упражнения с шестигранными   карандашами, крупой,  бусинками,  орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

·     можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

·     катать крупу между большим и указательным пальцами;

·     придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

·     покатать между двух ладоней шестигранный карандаш.

·      очень полезна работа с природным материалом. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

·       Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.

·       Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

·       Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми  палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!),  соломинками.

·       Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторыцветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.

     

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Kamchadalochka
Просмотров: 232 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Друзья
Поиск
Друзья сайта
Мои файлы [9]
Copyright MyCorp © 2024